Воскресенье, 17 ноября 2019   Подписка на обновления  RSS
Воскресенье, 17 ноября 2019   Подписка на обновления  RSS
Популярно
13:55, 17 февраля 2019

Самооценка ребенка: особенности формирования


Психологи относят самооценку к базисным качествам личности. Это оценка человеком самого себя, способностей и своего места среди других людей, в том числе в семье и в любой группе. Ведь от того, какую человек дает себе оценку, зависят его взаимоотношения с окружающими людьми и его успешность. А она, самооценка, у каждого человека своя: кто-то переоценивает себя, а кто-то, наоборот, совсем не ценит свои способности и особенности характера. Невозможно переоценить значение самооценки ребенка для его развития. От нее зависят его отношение к своим успехам и неудачам в любом виде деятельности, следовательно, и самоуважение, и успешность, и уверенность в себе в будущем.

Самооценка является важным условием формирования личности человека. Она тесно связана с развитием самосознания ребенка.

Самооценка является важным условием формирования личности человека

самооценка ребенка

От чего и от кого зависит самооценка у ребенка?

Разумеется, от многих факторов и людей, с которыми живет и общается человек.

Откуда родом и когда начинает формироваться это важное для человека свойство? Конечно, родом оно из детства, раннего детства. Вот и поговорим о том, как любящие папы и мамы, друзья и учителя формируют это определяющее качество человека. Мы приходим в этот мир беспомощные и неумелые. Мы всему учимся и постигаем этот мир с разной скоростью и успешностью. Мы верим нашим любимым родителям и усваиваем их непростые уроки воспитания. А они считают, что чем выше их требования к малышу, тем лучше для него, тем быстрее он, малыш, будет развиваться и умнеть. И наоборот, чем выше оценка ребенка родителями, тем увереннее и успешнее, и напористее он будет во взрослой жизни, тем выше будет его самооценка. Так ли это?

Этапы формирования самооценки у детей

Психологи выделяют несколько этапов в формировании самооценки в детском возрасте. Они соответствуют возрастным периодам развития детей.

Период младенчества 

Первый год жизни ребенка. Малыш полностью зависит от родителей. Что происходит в этот период в его маленькой головке? О чем он думает? Кто он этот пришелец? Активный наблюдатель, впитывающий и усваивающий каждый миг окружающего мира? Ни один психолог не может точно сказать, какие процессы разворачиваются в его мозгах. Пока ребенок не говорит, но он уже сам стремится вступить в общение со взрослыми.  Мы не можем знать, как оценивает себя малыш. Но именно в первый год жизни на основе удовлетворения его базисной потребности в безопасности и защищенности у маленького человека формируется доверие или недоверие к окружающему миру, которые он будет нести всю жизнь и, которые в дальнейшем отразятся в его самооценке. К концу первого года жизни ребенок проявляет привязанность не только к матери, но и к окружающим его близким людям.

Не забывайте, что дефицит ласки, внимания, заботы, а также суровое обращение с ребенком рождают в нем чувства отчуждения и недоверия. И это не лучшее условие зарождения адекватной самооценки.

Младший дошкольный возраст(от 1 года до 4 лет)

Раннее детство. Новый и важный этап в жизни маленького человека.  Ребенок делает огромные шаги в познании мира. Возникают первые представления о себе. К трем годам у него закладываются основы самосознания. С помощью зеркала ребенок формирует представление о себе, о своей внешности. Он осознает свое «Я» и выдвигает свои первые требования и революционный лозунг: «Я сам!». Вот и первый серьезный кризис трех лет и стремление добиться какой-либо самостоятельности в решении своих детских проблем.  Малыш начинает сравнивать себя с другими. Он уже оперирует оценочными понятиями: «Я хороший», «Я плохой».  Родители тоже сравнивают свое чадо с другими детьми, оценивают его действия, успехи и неудачи, радуются, а то и печалятся. Так закладывается основа самооценки ребенка. У него появляется потребность в положительной оценке его действий со стороны мамы и папы. В раннем детстве круг общения ребенка еще ограничен родителями и близкими родственниками. Их признания его первых побед и свершений так важны для малыша. И в этот период только родители и только они влияют на формирование самооценки своих чад. Знаете ли вы, что за этот период жизни ребенок осуществляет 90% работы по освоению языка. За эти три года малыш преодолевает половину пути своего психического развития. Только представьте себе: три первые года жизни ребенка равны остальным годам жизни человека. Поэтому правы те психологи, которые утверждают, что воспитывать и развивать дитя нужно до трех лет, но после уже поздно.

— Поощряйте проявления самостоятельности детей, радуйтесь вместе с ними их маленьким победам. Хвалите за успехи, благожелательно указывайте на неудачи, вселяйте надежду на успех. Помогайте преодолевать трудности. Положительно оценивая поведение малыша, те или иные его  действия, родители пробуждают в ребенке желание заслужить похвалу.

 Старший дошкольный возраст(от 4 до 7 лет)

Ребенок с каждым днем становится самостоятельнее. Круг общения расширяется, отношения усложняются. У него появляются друзья, с которыми он играет в детском саду или во дворе, он ссорится, обменивается с ними игрушками, соревнуется. Это и есть общение. Как говорят психологи, ребенок проходит процесс социализации. Совместные игры и контакты ставят перед ребенком новые и иногда трудные задачи. Он страдает, если с ним не хотят играть. Ведущей деятельностью в эти годы является именно игра: она развивает, обучает и воспитывает. По тому, как ребенок играет, можно многое сказать о нем. Именно игра помогает преодолеть неуверенность, отрицательные эмоции, учит управлять чувствами и справляться со своими страхами. Ребенок стремится к лидерству в игре, но и учится подчиняться. На основе его успешности или не успешности в детском коллективе начинает складываться завышенная или низкая самооценка.

Самооценка ребенка в младшем возрасте

Ребенок уже осознает свое место в семье. Отношение к себе детей старшего дошкольного возраста также складывается из оценок его родителей. Самооценка зависит от того, какие правила проживания в семье установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение: поощряют или только наказывают. Важен для формирования самооценки и стиль отношений родителей и детей, сложившийся в семье. В этот период к влиянию родителей на формирование самооценки у ребенка добавляется оценка тех, кто окружает его вне семьи.

Младший и школьный возраст(7 – 10 лет)

Школьные годы. Они такие разные и каждый не похож на другой год. Сплошное оценивание: поведения, домашних заданий, ответов на уроке. Оценивают все: учителя, родители, друзья и просто знакомые, и совсем незнакомые взрослые. И от этого невозможно отмахнуться. В школьные годы значительно увеличивается количество факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки у ребенка. В возрасте от 9 до 12 лет он имеет уже на все свою особую точку зрения, у него появляется понимание собственной социальной значимости — самооценка. Она развивается благодаря самосознанию и оценкам тех, мнения которых для него значимы в данный момент. У него закрепляется представление о себе, он оценивает свои умения и способности, свои успехи и неудачи. «Почему у меня не получается так, как у Димки? Почему Света так хорошо читает, а у меня все плохо? Почему мне ставят только тройки? Почему все смеются надо мной? Почему меня называют «слабаком»?». Подобные вопросы возникают у многих младших школьников. И переживания, которыми не всегда ребенок делится со своими родителями. Важную роль в этот период для него начинает играть та группа, членом которой он является: класс, какое-то дворовое сообщество. Он отчаянно пытается самоутвердиться, борется за место в группе, за положительную оценку и за уважение своих сверстников и испытывает муки одиночества, если у него нет друзей. Следует отметить, что к концу младшего школьного года завершается развитие самосознания и формирование самооценки.

— Учеба – тяжелый труд, и не всегда ребенок может быть успешным. Не оставляйте его наедине с трудностями. Помогайте. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру не столько в свои способности, но в себя самого, в свои силы.

— Отношения со сверстниками чрезвычайно важны в этом возрасте. Проблем много, и не всегда ребенок способен сам понять их и справиться с ними. Ему нужны мудрый совет и поддержка.

Подросток (11 – 15 лет)

Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».

— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, пережить первую любовь и вселить уверенность в себе, помочь ребенку осознать свою уникальность.

— Учеба – тяжелый труд, и не всегда дети могут быть успешными. Не оставляйте их наедине с трудностями. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру в свои способности.

Подросток (11 – 15 ЛЕТ)

Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».

— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, вселить уверенность в себя.

Завышенная самооценка у ребенка

Легко ли жить ребенку, да и взрослому человеку с высоким мнением о себе? Всегда считать себя лучше других, умнее, сильнее или красивее. А ведь все начинается с родительской любви, не знающей границ. Каждое слово ребенка вызывает восторг, каждое действие и каждый успех – восхищение. Малыш становится кумиром семьи, особенно, если это единственный ребенок. Стиль отношений с таким ребенком представляет собой эмоциональное потворство. Вся жизнь взрослых в семье вертится-крутится вокруг него, он ограждается от всяких трудностей и обид. А если случаются беды или неудачи, то в этом виноваты окружающие, которые не понимают и не хотят ценить его. Сначала так считают родители, а потом и сам ребенок. Многие дети проявляют агрессию по отношению к родителям и другим детям, если те не хотят подчиняться им. Своеволие, строптивость, капризность, упрямство и деспотизм, проявляемые ребенком в период кризиса трех лет, при потворствующем стиле воспитания закрепляются. Вот при такой завышенной самооценке уже с детского сада он отличается неадекватным поведением и часто становится не лидером, как хотели бы родители, а отверженным в группе. Посмотреть на себя со стороны, беспристрастно оценить свои качества ему очень трудно. Завышенная самооценка оборачивается тем, что ребенку, подростку, а затем и взрослому кажется, что их всегда недооценивают, относятся к ним предвзято. Трудно общаться с таким человеком, так как он раним и обидчив, часто агрессивен и высокомерен, неуживчив и эгоистичен. У таких детей один конфликт следует за другим. Так незаслуженные захваливания и постоянное восхищение ребенком могут стать причиной его завышенной самооценки.

— Родительская любовь — великая сила, если она мудра.  Не сравнивайте его ни с кем и не подчеркивайте, что ваш ребенок лучше всех других, не потакайте его капризам, не оставляйте без внимания проявления эгоизма и отрицательных качеств его характера. Завышенная самооценка такого ребенка – большая беда для него.

Как формируется низкая самооценка у ребенка

Завышенные требования родителей к малышу, с которыми он не может справиться в силу своего возраста, постоянные критические замечания ведут к формированию заниженной самооценки. Чем больше и настойчивее родители указывают на недостатки или неумения ребенка, тем более устойчивой она становится. «Посмотри на Димку! Он и учится хорошо, секцию успевает посещать! Ну что ты за рохля! Все у тебя валится из рук! Какой (какая) ты тупица!» и так далее, до боли знакомая картина. Взрослые забывают, что у каждого ребенка свой темп развития и больно бьют словами, унижая его, убеждая, что он ни на что не способен. Вот так обычно закладывается низкая самооценка. Все то, что говорят взрослые своим детям, проявляется потом в виде страхов, различных комплексов.

Несколько слов о страхах, которые испытывает, начиная с двух лет, каждый ребенок. Он боится темноты, одиночества незнакомых предметов, явлений, фантастических существ и так далее. Не зная этого, родители воспринимают это переживаемое ребенком явление, как капризы, раздражаясь, гневаясь и даже наказывая малыша. У детей постарше свои страхи. Вследствие низкой самооценки и неуверенности в себе школьник ищет причину, чтобы не ходить в школу. И ребенок заболевает: то болит голова или живот, то рвота начинается и так далее. И это совсем не симуляция и не притворство. Причиной может быть страх неудачи, боязнь строгих замечаний учителей или наказания родителей, или нежелание встречаться со сверстниками, которые отвергают его.

Нежелание родителей понять детские проблемы, авторитарный стиль воспитания, который основывается на различных запретах, на тотальном контроле каждого шага и манипулировании ребенком, способствует формированию низкой самооценки.

Дети с низкой самооценкой становятся неудачниками, не способными ни на что людьми, так как не верят в себя и проигрывают, еще не начав действовать.

— Дорогие родители! Не забывайте, что слова несут в себе магическую силу; оценочными суждениями мы создаем программы будущей жизни наших детей.

Как поднять самооценку у ребенка

Как общаться с ребенком, чтобы не сформировать устойчивую заниженную оценку самого себя? Как общаться с детьми, чтобы не навредить. А если сложилась заниженная самооценка у ребенка, как поднять ее?

Создайте атмосферу безусловной любви к ребенку. Мы любим его не за красоту, способности, успешность, а за то, что он, мое дитя, мой сын, моя дочь, мое продолжение. Любовь – основа здорового развития человека.

Бережно относитесь к способностям и особенностям проявления самостоятельности своего чада, считайтесь с его потребностями. Дети, чьи потребности не удовлетворяются, обычно низко оценивают себя.

Будьте терпеливы с малышами и младшими школьниками, проявляйте мудрое терпение и уважение к подросткам.

как поднять самооценку ребенку

Никогда не сравнивайте своих детей с другими и не критикуйте за неуспех или неудачу, за проявление слабости и переживание различных страхов.

Проявляйте интерес к жизни ребенка и не скупитесь на похвалу и ласку. Ему важно знать, что значимые для него люди видят, признают и оценивают все то, что он делает.

Будьте последовательны и требовательны к своим детям. Отсутствие режима, требовательности и внимания со стороны родителей является признаком равнодушия и вызывает у детей беспокойство.

Помните: постоянная критика, бесконечные замечания по поводу недостатков и неудач ребенка, общение только в приказном тоне — это не методы воспитания.

Никогда не срывайтесь на крик и оскорбления, если не хотите потерять ребенка. Не стремитесь сломать или подчинить его своей власти. Общение с позиции сильного взрослого не поможет сформировать нормальную самооценку у ребенка, самоуважение, уверенность в себе и независимость.

Восточные мудрецы утверждают, что дети подобны сосудам, которые мы получаем на время. То, чем они заполнятся, зависит, прежде всего, от нас, родителей. От нас зависит, какой будет самооценка ребенка.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Любовь и Семья
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru